К основному контенту

Третий (третья часть)

- У Воронова имелись сын и две дочери. В здешних местах их не видели. Похоже, что граф не привозил сюда семью. Думаю, что его супруга, француженка, попросту наотрез отказалась отпускать детей в “mal lieu”. И правильно, я считаю. Тут же раньше повсюду были болота, а такая атмосфера очень неблагоприятно сказывается на психическом нездоровье. После исчезновения Воронова никто более не жил в доме....
Егор хотел задать вопрос, но сосед поднял ладонь в воздух и кивнул.
- Я думаю, что он пропал во время своих прогулок по болотам. Как известно, граф бродил в одиночестве. Оступился, упал, вот и затянуло в трясину. Простая версия. Как Вы понимаете, я считаю, что Воронов был не совсем психически здоровым человеком, а такие люди нередко решают порвать связь с земной жизнью.
- Его тело не нашли?
- Нет. Судя по всему, поиски проводились.
- Значит, неизвестно как и почему он пропал?
- Всё верно. Дети Воронова никогда не были в этом доме. Он стал заброшенным ещё до революции. Хотя, постойте...
Молодой человек терпеливо ждал, когда Фёдор Вячеславович вспомнит или соберётся с мыслями. Было не похоже, что он пытается растормошить память. Казалось, сосед не решается рассказать ещё что-то. Егор пригубил остывший чай.
- За лет пять до Революции, дом облюбовал юродивый старик. Говорили, он был странником или что-то вроде этого. Жил там, где придётся. К слову, доказательств его пребывания в этих стенах у меня нет. Только воспоминания давно почивших стариков и слухи.
Сосед замолчал будто ожидая одобрения Егора. Он и кивнул. Фёдор Вячеславович кивнул в ответ.
- Он помер, - старик хохотнул, - да, я понимаю. Сознание безумных людей далеко от понимания здорового человека, не знакомого с тонким делом мозгоправа. Сам себя зарубил топором. По кусочкам! Как мясник, но разделавший сам себя, а не мёртвую тушу животного.
- Вы говорите жуть, Фёдор Вячеславович!
- Жуть? Ах, вот как нынче страшные вещи зовутся! Жуть, как Вы говорите, состояла в другом. Этот юродивый мужик жаловался, что в доме есть кто-то ещё. Он слышал как кто-то ходит. Причём не по полу, а по потолку! Безумие. Я бы хотел знать, где он себя зарубил, но сведений об этом не сохранилось. Так или иначе, эту историю не подтвердить. У местных хватало мозгов не соваться в дом, а что взять с бездомного безумца? Думаю, что его предупреждали. Сам знал, куда отправляется.
- Будем считать её вымышленной?
- Пожалуй, так.
Сосед залпом опустошил чашку с изображением зодиакального созвездия и отодвинул её в сторону. Тетрадь Егора оставалась пустой. Он и забыл о ней.
- Вы считаете дом проклятым? - спросил Егор.
- Мой юный друг, Вы забываетесь. Я психиатр, хоть и на пенсии. Когда чем-то занимаешься значительный кусок жизни, это откладывается в коре мозга как старая ржавчина, которую ничем не вывести. Я не верю в проклятия, ровно как и в магов, экстрасенсов, шаманов и прочую лабуду. По моему опыту, если человек болен тут (сосед ткнул пальцем в центр лба), то условия в которых он находится влияют на его состояние. Повторюсь, вокруг дома раньше тянулись болота. Как Вы, может быть, и сами заметили, растительность в этих местах отличается от других городских районов. Деревья кривые и ветвистые. Растения слабые и тёмные, будто бы не способные впитать в себя вещества из почвы. Цветы не растут вовсе, разве что, в горшках. Кроме окружающей среды, сам дом может сводить с ума. Но не любых людей, только тех, кто пребывает в пограничном состоянии психики. Знаете, эти шумы, шорохи и стуки очень не благотворно сказываются на людях. Создают впечатление опасности. Создают ощущения чьего-то присутствия.
- То есть, всё объяснимо?
- Разумеется. Я продолжу, если Вы не хотите спросить что-то еще.
- Продолжайте.
- Городок начал расти ещё до прихода “красных”. Построили два завода и фабрику. Возрастало и население. Из дома вынесли всё более-мене ценное - картины, скульптуры, мебель, а книги сожгли. До сих пор не могу ума приложить. Почему? Да-да, я понимаю, необразованное население. Но их можно было продать и тем самым сохранить жизнь. Прозвучит необычно или даже, странно, но книги для меня как люди, рассказывающие свои истории или передающие знания. Хотя, будь на их месте “красные”, сотворили бы тоже самое. Их ненависть к аристократам мне более понятна, чем обычная человеческая глупость. Дом оставался в приличном состоянии и после революции, хоть от него и остались практически голые стены. В него поселили какого-то партийного деятеля. Забавное имя, кажется, Роман Тараканов, - Фёдор Вячеславович хихикнул как первоклассница, - глупо, но запоминается хорошо. Он переехал с семьёй, с женой и тремя детьми, и ещё двумя от первого брака. Особой информации о них у меня нет, но имеются голые факты. Самая младшая дочка Тараканова - Ангелина, в один из пасмурных осенних дней, проснулась среди ночи и зарубила всю семью топором на длинной рукояти. Девочке было двенадцать лет. Самое время для проявления психических отклонений. Неустойчивая психика, осень, окружающая атмосфера как в доме, так и вне его...
- Погодите-ка! - Егор замахал руками, прервав собеседника, - двенадцатилетняя девочка убила шесть человек? Как такое возможно?
- Семь, если быть точнее. С собой она расправилась наиболее жестоко. Поберегу Вашу психику, Егор. В конце концов, Вы молодой человек, - сосед потянулся за кружкой, но в ней уже ничего не было. Старик вздохнул, - ей в кровь ударил адреналин, и семья не ожидала смерти от рук близкого человека, ночь. Была ночь.
- Они могли проснуться и услышать как эта девочка убивает и обезвредить её! Может быть это была банда? Или кто-то мстил? Не могла же девочка...
- Спешу Вас расстроить. Могла. В городском архиве имеется заключение судебно-медицинской экспертизы. И психиатрической, посмертной, разумеется.
- Как такое возможно?
- У меня нет точной статистики, но по собственным подсчётам, около 90% убийств совершается близкими людьми по разным мотивам. Если Вы не против, я хотел бы двигаться дальше в своём рассказе. Слишком жестоко даже для такого циничного медика, каким я когда-то являлся.
- Конечно, - Егор зажал руки между коленями, чтобы унять мелкую дрожь.
- Город ширился и строился. Места для всех не хватало. Дом превратили в общежитие. Сделали, так называемый нынче, косметический ремонт. Через пару лет в него въехал я, вместе со своей семьёй. Постараюсь быть кратким, что сделать крайне сложно. Будучи свидетелем многих событий, я так или иначе могу отвлекаться на детали. Конечно, я бы мог Вам сказать, что дом не понравился мне с первого взгляда, но это будет ложью. Я был счастлив, как и моя семья. Не могу сказать, что познал тут лишь разные несчастья и боль. Это жизнь, и она была разной. Моих детей, Артёма и Игоря, пугали звуки дома. Я говорил им, что он старый, вот и скрипит и шуршит.
(в коридоре послышались тихие шаги и щёлкнул выключатель. Егор бросил короткий взгляд на дверь, а старик проигнорировал звуки)
Они задерживались после школы и кружков, а как приходили домой, то пулей влетали в квартиру. И жена моя, Света, упокой Бог её душу, боялась этого дома. Она рассказывала, что видела приведение на общей кухне, когда мыла посуду. Как я и говорил, в детали вдаваться не стану. Ей показалось. Ей не редко чудились разные видения, которые я списывал на атмосферу дома. Дети уехали после окончания школы. Мы остались вдвоём. Света, моя красавица, покинула меня десять лет назад. Слабое сердце, обширный инфаркт. Врачи ничем не смогли помочь. Слишком поздно обнаружили соседи. Меня не было рядом, я ездил на похороны сестры. До сих пор ругаю себя. Такое вот стечение обстоятельств. Жизнь, порой, ведёт себя как злобная сука. Извиняюсь за грубые слова, но это до сих пор меня трогает.
Фёдор Вячеславович замолчал, поджав губы. Слова о жене дались ему с особым трудом. В его глазах стояли слёзы, солёные капли забились в глубокие морщины.
- Мне очень жаль Вашу супругу, - тихо произнёс Егор.
- Не обижайтесь на меня, но скажу Вам одну спорную штуку. Вы, молодые, совсем разучились любить. Нет, я не говорю о цветочках и прогулках при луне. Сколько в среднем длятся современные браки? Три года? Пять? Не хватает глубины, способности идти на уступки и принимать недостатки любимого человека. Даже маленькая ссора приводит к разводу. Света, моя жена, не была куском моей жизни. Она была частью меня, как ваше поколение говорит, второй половинкой. Мы не были идеальной парой, как в каком-нибудь из её любимых романов. Мы и не стремились к этому. Я хочу сказать Вам, Егор, что любовь это соприкосновение душ, которое может и успокаивать, и причинять боль, но как наркотик без которого невозможно продолжать жизнь. Любовь - это не знаменитая шекспировская сцена на балконе. Вы хороший молодой человек, я желаю Вам встретить свою вторую половинку, а не временную партнёршу.
- Я понимаю.
Егор не любит нотаций, особенно надменных и напыщенных. Поучения Фёдора Вячеславовича не являются таковыми, они добрые и... теплые, как забота. Интуитивно, он воспринял слова соседа положительно. В конце концов, редкое животное - пожилой человек, способный общаться с юнцом на равных, без чванства и спеси.
- Говоря про себя, никаких приведений не видел, - продолжил сосед после короткой паузы, - Вы уже познакомились с Мариной? Ваша соседка, у которой трое детей. До неё, задолго до неё, в этой квартире жила семья из четырёх человек. Родители - алкоголики и детки - беспризорники. Мы с женой обращались в социальные службы, как и покойная Валентина Григорьевна. Бесполезно. Они пили на пару, хорошо, что своих друзей - собутыльников в дом не таскали. Слабое утешение, если говорить честно. Мужчина, кажется, его зовут Валерием или звали, не знаю, жив или нет. Он не работал, но умудрялся в будние дни напиваться с самого утра. Извиняюсь за выражения, зассал общий коридор и оставлял свои испражнения в кухонной раковине. Видите ли, лень в туалет на улицу ходить. Признаться, запах из их квартиры был невыносимым. Едкий, кислый и спиртовой как в бомжатнике. Пару раз вызывали дезинфекторов и сами притравливали тараканов. В общем, жилось нам не сладко. Женщина, Анна, умудрялась работать уборщицей в столовой для рабочих и в офисе туристического агентства, недавно обанкротившегося. Наверное, нанимателей не слишком беспокоил “алкогольный душок”, коли работала хорошо. Думаю, что она получала гроши, на том и жила семья из четырёх человек. Их дети, Миша и Оля, ходили грязными как маленькие поросята. Оба должны были ходить в детский сад, но мест на них не хватило. Так сказала их мать. Валентина Григорьевна иногда присматривала за ними. Понимаю её чувства, жаль малышей. Мы и сами подкармливали их. Они такие маленькие и беззащитные, чем-то напоминали брошенных щенят. Трагедия случилась под Новый Год. Мы с женой уехали на праздники к Игорю, младшему сыну. Обо всём нам рассказала Валентина Григорьевна. Родители напились и уснули, Бог знает сколько спиртного в себя влили. Но прежде, опоили водкой Олю, чтобы малышка не плакала, по их словам. Спать им мешала, видите ли! А Миша... он пошёл гулять. Дверь квартиры была не заперта. Мальчик вышел в коридор, а оттуда на улицу. В тридцатиградусный мороз. Заплутал в сугробах и не смог вернуться. Нашли его через несколько дней и то, работники сферы ЖКХ. Опережая Ваш вопрос, отвечаю. Нерадивых родителей посадили на короткие сроки, а Олю отправили в детский дом.
- Это ужасно, - единственная фраза, которую смог выдавить Егор.
- Коммунальщикам пришлось потрудиться, чтобы избавиться от того безобразия, что устроили в квартире алкоголики. Конечно, я бы хотел других соседей, но не такими средствами!
- Разумеется.
- Последняя смерть случилась весной. Валентина Григорьевна, бедная одинокая женщина. Вы въехали в её бывшую квартиру,
(спина Егора покрылась мурашками, будто бы по коже скользили сотни муравьишек)
то есть она предыдущий арендатор, как-то так. Не пугайтесь, она не умерла в комнате. Всё случилось, как бы это сказать, иначе.
- Я слышал. Повесилась на перилах второго этажа.
- Верно. Хорошая была женщина. Они со Светой дружили. Общие интересы, знаете ли, сериалы и вязание. Валентина Григорьевна и нашла её тогда, когда было слишком поздно. Обвиняла себя и плакала. Я не таил злобы, она не могла знать. И никто не мог. Думаю, Вы бы понравились ей, если бы встретились при её жизни. Хоть Валентина Григорьевна и была сварливой дамой (Сосед подавил смешок), но молодые люди ей всегда очень нравились.
- Вы подозревали, что она... могла с собой что-то сделать?
- Ударили меня по больному месту, молодой человек, - Фёдор Вячеславович натянуто улыбнулся, - последние пару лет, Валентина Григорьевна вела себя странно. Редко выходила из квартиры и ни с кем не общалась. Даже со мной. Прежде нянчилась с детками Марины, но и их начала избегать. В конце концов, перестала даже здороваться. Я подумал, что умер кто-то из её близких, потому и не стал лезть. Каждый преодолевает горе по-своему. Уже после смерти Валентины Григорьевны я начал соотносить факты. Думаю, это была продолжительная депрессия. Она и прежде казалась какой-то отстранённой, будто частью себя пребывает в ином мире или измерении. Так было и при жизни Светы, моей жены. Я упустил момент, когда ты рядом с близкими и друзьями, внутренний психиатр как бы отключается. Впрочем, смерть Валентины Григорьевны не стала для меня шоком. В глубине души, я осознавал, что к тому всё и движется.
Он замолчал.
- Но как она это сделала! - воскликнул сосед, заставив Егора заметно подпрыгнуть на месте, - как показательное выступление! Как акт театральной трагедии! Чёрт подери, это не свойственно её типу личности! Она словно пыталась кому-то что-то доказать или привлечь к себе внимание.
Фёдор Вячеславович вздохнул.
- Я не подозревал, что она так одинока. Понимаете, у меня есть книги, а они как люди. Я не чувствую одиночества. У меня есть дети и внуки, а Валентина Григорьевна была одна. Совсем одна как берёза в чистом поле.
Его глаза остановились на пустой кружке. Егор протянул свою. Старик сделал несколько глотков.
- Не думал, что воспоминания окажутся настолько тяжёлыми. Чувствую себя пациентом, разве что не лежу на койке и разговариваю с не психиатром.
- Мне очень жаль.
- Мне не жаль. Надеюсь мой рассказ поможет в написании книги. Хотел бы получить экземпляр, если это не покажется наглостью, - он улыбнулся искренне.
- Конечно! Вы прочитаете её одним из первых.
- Приятно слышать.
За дверью доносились шаги и металлический шум, смешанный со звуком чего-то осыпающегося. Казалось, что гигантская люстра шевелится, заставляя осыпаться штукатурку. Пряники обветрились и затвердели. Надо бы сходить на кухню и вскипятить чайник. Время перевалилось за полночь. Егор не восприимчивый человек, но испытывал животный страх от мысли, что надо выйти из комнаты. Взрослый человек! Веди себя как взрослый, а не напуганный сорванец! Егор успокаивал себя как только мог. Фёдору Вячеславовичу тяжелее. Какой удивительный процесс. Он начал с интересом и желанием рассказать историю этого дома. Закончил со слезами стоящими в глазах и туманом печальных переживаний. Эгоизм - скверная штука, но молодым людям прощается. Егор бы не смог простить сам себя, если бы начал проявлять трусость от обычного рассказа. Он вышел в коридор вместе с пустыми кружками. Темнота, освещённая лунным светом, проникающим сквозь массивное окно. Люстра пошатывалась. Воздух ощущался плотным как желе. Молодой человек нашёл в себе силы спуститься на первый этаж и как можно быстро включил свет в кухне. Стыдно пугаться будучи взрослым. Пока закипал чайник, Егор улыбался. Хороший рассказчик, Фёдор Вячеславович, смог напугать до дрожи в костях. Приведений не существует, но существует трагедия, вызывающая больше ужаса, чем сказки о призраках.
(продолжение следует)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Абдукция (первая часть)

- Повышение подоходного налога не повлияет на зарплаты работников бюджетной сферы, - уверенно произнёс экономист, обращаясь к молоденькой ведущей. - Мы ценим ваше авторитетное мнение, а теперь о погоде... - проговорила женщина по другую сторону голубого экрана. - Почему я должен доверять этому мужику? Впервые вижу! - проворчал один из зрителей, будто его услышат в столичной студии. Воистину. Ведущая давно перестала утруждать себя запоминанием имён никому неизвестных экономистов, что появляются на ТВ единожды. Или же тактика поменялась. Чем хуже становятся экономические новости, тем большую глубину обретает её глубокое декольте. Вполне аппетитные силиконовые груди неплохо отвлекают мужскую часть населения, неискушённую в вопросах экономики. Касаемо женской части общества, те и вовсе не слушают новости с непонятными для слуха терминами. Петра Викторовича сложно соблазнить дамскими формами, его “маленький солдат” ушёл на преждевременную пенсию. Не сведущий в экономической темати

Третий (тринадцатая часть)

- Катенька, ты меня слышишь? - спросил Воронов. Она смеялась, но продолжала стоять у лестницы. Помощник главного героя явился как раз-таки вовремя. Егор еле поднялся на ноги. Он чувствовал ужасную слабость. Каждое телодвижение давалось с трудом. Егор взял молоток и со всей силы ударил по стене. Он согнулся пополам от резкой боли. Стена не далась с одного удара, сразу видно, дом делался добротно. Егор услышал шаги за спиной, вновь подул ветер. Он не видел, но слышал как соль рассыпается в стороны. Омерзительный запах её дыхания. - Катенька, помнишь как мы играли с тобой в саду Васильевых? Помнишь? Ты сказала, что боишься чёртика, живущего в камине. Прости меня, что не верил! Если бы я мог знать... - ЕЁ ТУТ НЕТ! ГЛУПЕЦ! КАКОЙ ГЛУПЕЦ! - она ответила демоническим криком. - Это не так, - сказал Егор, вновь ударив молотком по стене. В стороны посыпалась мелкие осколки кирпича. - LE MENTEUR! - Кто же так аккуратно сложил одежду Воронова? Уголок порядка посреди хаоса! Он нанёс ещё

Чёрный глаз (вторая часть)

В 311 кабинете прохладно, как и всегда бывает во время первого урока в зимний сезон. Старые рамы, бесконечно крашенные в белый цвет, легко пропускают холод. Заклеенные длинными полосками газеты, как во времена мёртвой страны. В большинстве классов уже стоят новенькие пластиковые окна, но до сих пор не во всех. Причина тому проста как мир. Когда кабинет “закрепляется” за каким-либо классом, родителей учеников добровольно-принудительно обязывают скидываться на окна и массу других мелочей. Общеобразовательные школы, которым, как и всегда, не хватает средств из бюджета. На самом деле, выделяемых денег вполне хватило бы на замену абсолютно всех окон и не только. Но зачем же тратить бюджетные, когда можно обязать родителей? Сбережённые средства вполне можно положить в карман. У Михаила Ивановича не было своего класса, ровно как и кабинета. На будущий учебный год, он планирует стать классным руководителем для одной из групп пятиклашек. По словам Ольги Фёдоровны, 311 кабинет окажется в его